15.04.2024

Классификация методов исследования по р. С. Немову. Оценка результатов тестирования


Психология. Книга 3 - Психодиагностика - Немов Р.С - 2001


СОДЕРЖАНИЕ Кн. 3. Психодиагностика.
Предисловие
Часть I. Психологическая диагностика
Глава 1. Введение в психодиагностику
Общее представление о психодиагностике
Из истории психодиагностики
Профессионально-этические аспекты психодиагностики
Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования
Общая характеристика методов психодиагностики
Методы психодиагностики, их классификация
Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям
Тесты и тестирование
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста
Методы диагностики познавательных процессов дошкольников
Методы диагностики восприятия
Методы диагностики внимания
Методы диагностики воображения
Методы диагностики памяти
Методы диагностики мышления
Методы диагностики речи
Психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников
Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования детей-дошкольников
Итоговая, интегральная характеристика уровня психологического развития ребенка-дошкольника
Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников
Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста
Методы определения готовности ребенка к обучению в школе и диагностика уровня развития его познавательных процессов
Методы оценки внимания младшего школьника и ребенка, поступающего в школу
Методы диагностики памяти
Методы изучения воображения
Методы психодиагностики мышления младшего школьника
Методы оценки уровня развития речи у младших школьников
Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников
Подготовка заключения об уровне психологического развития ребенка младшего школьного возраста
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей
Особенности психодиагностики детей подросткового и юношеского возраста
Методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте
Методы оценки мышления у подростков и старших школьников
Методы диагностики личности
Методы изучения межличностных отношений
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей
Психология и психодиагностика взрослых
Изучение познавательных процессов у студентов, учителей и родителей
Методы изучения личности взрослого человека
Блок методик, связанных с решением человеком жизненных проблем
Методы педагогического изучения межличностных отношений взрослых людей
Часть II. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики
Глава 1. Что такое экспериментальная педагогическая психология
Понятие об экспериментальной педагогической психологии
Проблемы экспериментальной педагогической психологии
Способы и средства научного решения проблем экспериментальной педагогической психологии
Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований
Типология научных психолого-педагогических исследований
Психолого-педагогический эксперимент
Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте
Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных и способы наглядного представления результатов
Методы первичной статистической обработки результатов эксперимента
Методы вторичной статистической обработки результатов эксперимента
Способы табличного и графического представления результатов эксперимента
Глава 4. Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования
Подготовка экспериментального психолого-педагогического исследования
Проведение эксперимента
Анализ результатов эксперимента
Практические рекомендации и программа их внедрения
Словарь основных терминов


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология. Книга 3 - Психодиагностика - Немов Р.С - 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - pdf
Скачать файл № 2 - doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Исследование проблем восприятия имеет большое значение для практической психологии, в том числе в работе с дошкольниками. В этом возрасте ребёнок ежедневно сталкивается с необходимостью усваивать потоки разнообразной информации, адаптируясь к миру. Именно на этой стадии важно выявить, какие возможные проблемы восприятия могут помешать развитию. В этом психологу поможет методика Р. С. Немова, где малыш на скорость будет искать предметы, спрятанные в рисунках-путаницах, цель которой - диагностировать проблемы интеллекта, чтобы затем провести их коррекцию в индивидуальной работе.

В чём цель методики

Существует множество методик диагностики мыслительных процессов детей. Для исследования особенностей зрительного восприятия дошкольников часто используют методику «Какие предметы спрятаны в рисунках?», автор которой, Роберт Семёнович Немов - признанный авторитет в области психологии детства, действительный член Академии педагогических и социальных наук, специалист по проблемам психологии личности.

Им написан учебник «Психология» для педагогических учебных заведений, где приведён ряд методик диагностики восприятия у дошкольников и среди них рассматриваемый нами. Цель теста - проверка способностей ребёнка к восприятию, формированию и различению визуальных образов, умению делать выводы из ситуации и выражать их своими словами .

Тест предназначен для детей пяти-шести лет.

Организация исследования: доброжелательность и доверие

Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т. е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психологического развития, когда сами методики и имеющиеся в них психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего времени психодиагностики.

Немов Р. С.

Психология. Психодиагностика. кн.3

Тестирование выполняется индивидуально. Испытуемый отвечает на вопросы устно. Задача специалиста, проводящего исследование, зафиксировать, какое время его подопечный затратил на ответ. При этом важно, чтобы ребёнок во время тестирования был спокоен, настроен на взаимодействие с психологом и доверял ему . Нервозность, страх, неуверенность повлияют на результат тестирования не лучшим образом и сведут на нет его объективность.

Перед началом теста следует наладить психологический контакт с ребёнком, заинтересовать его предстоящей работой . На помощь придёт увлекательная история, например, о детях, которые просили отца привезти им подарки из путешествия и нарисовали эти предметы. Но, поскольку на бумаге места было немного, их рисунки наложились один на другой.

Возможна определённая вариативность или даже совсем другая версия причин этого условного «перемешивания» предметов.

После того как психологический контакт установлен, взрослый раскладывает перед ребёнком карточки с рисунками и предлагает назвать, что именно на них изображено.

Количество предметов и порядок проведения теста

Естественно, на исполнение тестирования накладывается определённый личностный фактор. Психолог регулирует поведение дошкольника, организовывая взаимодействие с ним наиболее комфортным образом.

Иногда ребёнок торопится и не может найти все те предметы, что вложены внутрь маскирующего предмета на первой карточке, переходит к следующей. Тогда взрослый останавливает его и предлагает снова поработать с прежней картинкой.

В такой ситуации заранее обозначенная «история» служит дополнительным моральным стимулом - например, если малыш не назовёт все предметы, кто-то из детей останется без подарка.

Общее число предметов, «спрятанных» на трёх рисунках, составляет 14 . И чем быстрее ребёнок их найдёт, тем лучше.

Взрослый, проводящий психодиагностику, контролирует время, которое тестируемый затратил на ответ, с помощью секундомера. От того, как быстро получен полный ответ, зависит заключение о том, насколько высок уровень восприятия конкретного ребёнка.

Рисунки для тестирования: вариант автора

В третьей главе «Методы психодиагностики детей дошкольного возраста» своей книги «Психология» Р. С. Немов приводит образцы рисунков с наложенными друг на друга контурами предметов. Другие рисунки в тесте не применяются.

Подведение итогов по нахождению спрятанных в рисунках предметов

При подведении итогов тестирования оценка производится в баллах исходя из результатов, показанных дошкольником. Результаты теста дают основание проводить коррекцию зрительного внимания, развитие сосредоточенности и быстроты реакции малыша, но они ни в коем случае не должны служить поводом для тревоги или скоропалительных выводов об умственных способностях дошкольника.

Баллы и уровни

  • 10 баллов - малыш называет 14 искомых предметов, контуры которых присутствуют на всех трёх рисунках, меньше чем 20 сек.
  • 8–9 баллов - названы предметы за время от 21 до 30 сек.
  • 6–7 баллов - найдено и названо искомое за время от 31 до 40 сек.
  • 4–5 баллов - испытуемый исполнил требуемое за период от 41 до 50 сек.
  • 2–3 балла - дошкольник смог справиться с задачей за промежуток времени от 51 до 60 сек.
  • 0–1 балл - ребёнку так и не удалось выполнить указанное задание.

Подсчитав то время, которое ребёнок потратил на исполнение тестового задания, делают вывод, определяя условный уровень восприятия им визуальных образов:

  • 10 баллов - очень высокий;
  • 8–9 баллов - высокий;
  • 4–7 баллов - средний;
  • 2–3 балла - низкий;
  • 0–1 балл - очень низкий.

Какая коррекционная работа проводится после

Если ребёнок набрал от 4 до 8 баллов, с ним имеет смысл провести ряд занятий с целью развития его умения концентрировать своё внимание и активизации образного восприятия, такие, как чтение вслух, рассматривание и обсуждение иллюстраций к любимому произведению, беседы о прочитанном, придумывание рассказа по рисунку и т. д.

Если результаты диагностики ниже 4 баллов, стоит обратить внимание на способность малыша концентрироваться и выделять главное из увиденного.

Тут на помощь придут упражнения на развитие памяти и внимания («Чего не стало?», «Найди пару», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Что перепутал художник?»).

Практика показывает, что здоровые дети в возрасте четырёх - шести лет справляются с тестом на пять-семь баллов и выше. Беспокоиться следует в том случае, если дети по результатам не одного, а пяти и более тестов дают устойчивый нулевой результат. Если малыш отказывается от исследования, предложенного в форме игры, это служит сигналом проблем в коммуникативной сфере.

В то же время сам по себе подобный тест вовсе не универсален, и неудача в выполнении задания не свидетельствует о том, что у ребёнка проблемы с восприятием. Стоит повторить попытку при других обстоятельствах, когда он настроен на игру-тестирование и при отсутствии психотравмирующих факторов.

Важно учитывать возраст

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на возраст испытуемого. Например, ребёнок пяти лет получает 10 баллов, и его умственное развитие оценивается весьма высоко. Если в рамках указанного тестового исследования ребёнок такого же возраста получает только 2–3 балла, предполагается вывод, что развитие соответствует низкому уровню.

При этом, если в итоге тестирования по Немову аналогичные 2–3 балла получит ребёнок трёх–четырёх лет, нельзя заявить, что у него низкий уровень развития. Он будет выглядеть таковым лишь в сравнении с детьми пяти-шести лет и уровень этого ребёнка может считаться средним.

Аналогичным образом можно оценить и иные показатели, взяв их в сравнении. Для ребёнка шести лет показатели в 6–7 баллов можно считать невысокой оценкой, но те же баллы для ребёнка трёх–четырёхлетнего означают высокий уровень развития по сравнению со старшими сверстниками.

В случае диагностики детей иного возраста, для объективности, в заключении следует обозначать соответствующее сравнение. Например, дополнение: «…по сравнению с детьми возраста пяти–шести лет». Эта фраза может быть сформулирована примерно так: «Этот ребёнок по уровню развития (в части восприятия образов) находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми шестилетнего возраста».

В то же время подобная оговорка не требуется, если психологом при использовании этой методики соответствующий возраст был обозначен сразу. Тогда можно указать: «по сравнению с нормой».

В любом случае стоит помнить, что каждый дошкольник - яркая, удивительная индивидуальность, которую трудно удержать в рамках строгих правил и стандартов. А тесты нужны для того, чтобы выявить её сильные стороны, лучшие качества и развивать их, одновременно корректируя и сглаживая «подводные камешки», без которых не обходится становление полноценной личности.

Итоги тестирования по методике Р.С. Немова становятся поводом для начала серьёзной индивидуальной работы с каждым ребёнком. При этом не стоит драматизировать ситуацию в случае условно «недостаточных» результатов. Ведь психика детей весьма подвижна, и сегодняшний «провал» может быть вызван сиюминутным эмоциональным всплеском, неизбежно накладывающимся на восприятие. Нужно набраться терпения, провести индивидуальные занятия и через некоторое время просто повторить тест в максимально благоприятной для ребёнка обстановке.

Общее представление о психодиагностике 7
Из истории психодиагностики 14
Профессионально-этические аспекты психодиагностики 19
Глава 2. Общая характеристика методов психодиагностики и предъявляемые к ним требования 26
Общая характеристика методов психодиагностики 26
Методы психодиагностики, их классификация 33
Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам и ситуациям 42
Тесты и тестирование 47
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста 56
Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста 57
Методы диагностики познавательных процессов дошкольников 62
Методы диагностики восприятия 65
Методы диагностики внимания 73
Методы диагностики воображения 83
Методы диагностики памяти 88
Методы диагностики мышления 96
Методы диагностики речи 116
Психодиагностика личностных качеств и межличностных отношений у дошкольников 123
Методы изучения межличностных отношений 144
Подведение итогов и представление результатов психодиагностического обследования детей-дошкольников 148
Итоговая, интегральная характеристика уровня психологического развития ребенка-дошкольника 149
Глава 4. Методы психодиагностики младших школьников 156
Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста 157
Методы определения готовности ребенка к обучению в школе и диагностика уровня развития его познавательных процессов 164
Методы оценки внимания младшего школьника и ребенка, поступающего в школу 173
Методы диагностики памяти 179
Методы изучения воображения 193
Методы психодиагностики мышления младшего школьника 198
Методы оценки уровня развития речи у младших школьников 216
Методы изучения личности и межличностных отношений у младших школьников 223
Подготовка заключения об уровне психологического развития ребенка младшего школьного возраста 259
Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей 270
Особенности психодиагностики детей подросткового и юношеского возраста 270
Методы психодиагностики познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте 277
Методы оценки мышления у подростков и старших школьников 281
Методы диагностики личности 321
Методы изучения межличностных отношений 380
Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей 411
Психология и психодиагностика взрослых 412
Изучение познавательных процессов у студентов, учителей и родителей 417
Методы изучения личности взрослого человека 452
Блок методик, связанных с решением человеком жизненных проблем 479
Методы педагогического изучения межличностных отношений взрослых людей 502
Часть II. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики
Глава 1. Что такое экспериментальная педагогическая психология 528
Понятие об экспериментальной педагогической психологии 529
Проблемы экспериментальной педагогической психологии 531
Способы и средства научного решения проблем экспериментальной педагогической психологии 534
Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований 539
Типология научных психолого-педагогических исследований 539
Психолого-педагогический эксперимент 543
Логика доказательства в психолого-педагогическом эксперименте 553
Глава 3. Статистический анализ экспериментальных данных и способы наглядного представления результатов 558
Методы первичной статистической обработки результатов эксперимента 559
Методы вторичной статистической обработки результатов эксперимента 566
Способы табличного и графического представления результатов эксперимента 586
Глава 4. Подготовка и проведение экспериментального психолого-педагогического исследования 593
Подготовка экспериментального психолого-педагогического исследования 593
Проведение эксперимента 600
Анализ результатов эксперимента 601
Практические рекомендации и программа их внедрения 605
Словарь основных терминов 613

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга задумана и написана автором как продолжение на университетском уровне содержания курсов психологии, представленных в двух книгах фундаментального учебника по психологии для высших педагогических учебных заведений1. Вместе с тем она является самостоятельным изданием, которое может использоваться как новый учебник независимо от этих книг. Он вводит в программу университетской психолого-педагогической подготовки студентов две дисциплины: «Психологическая диагностика» и «Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики».
Преподавание этих курсов рассчитано на переход от первой ступени вузовского обучения - бакалавриата (для этого предназначены программы по общим основам психологии и психологии образования) ко второй ступени обучения - магистратуре. Предполагается, что студенты, полностью и успешно завершившие свое образование на уровне бакалавриата, продолжая обучение в магистратуре педагогического университета, вслед за курсами общих основ психологии и психологии образования должны будут пройти обязательные курсы психодиагностики и экспериментальной психологии, представленные в этой книге. Только в этом случае можно будет с уверенностью утверждать, что будущий педагог действительно подготовлен как специалист с современным университетским образованием.
Получив соответствующие знания, выпускник педагогического университета сможет самостоятельно организовывать и проводить прикладные психолого-педагогические исследования, выступать в школе не только как учитель-новатор, но и как педагог-экспериментатор.
Третья книга вузовского учебника по психологии состоит из двух частей, соответственно озаглавленных «Психологическая диагностика» и «Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики». Эти самостоятельные учебные дисциплины должны преподаваться после того, как студенты изучат курсы общих основ психологии и психологии образования.
" Немое Р.С. Психология: Кн. I. Общиеосновы психологии. М.: «ВЛАДОС», 1998; Немое Р.С. Психология: Кн. II. Психология образования. М.: «ВЛАДОС», 1998.


ПСИХОЛОГИЯ: Книга 3. Психодиагностика
Экспериментальная психология как наука получила признание во второй половине XIX в. В противоположность умозрительной теоретической психологии она занималась эмпирическими исследованиями различных психологических проблем. Однако ее задача ограничивалась только представлением этих результатов. Как учебная дисциплина экспериментальная психология в данной книге понимается гораздо шире. Это система знаний и умений, которыми необходимо овладеть для того, чтобы стать хорошим экспериментатором.
Аналогичное можно сказать и о курсе «Психологическая диагностика». Его изложение здесь не ограничивается рассмотрением теоретических и методологических вопросов психодиагностики как таковой, хотя им уделено в книге достаточное внимание. Главное, что этот курс включает множество практически полезных методов психодиагностики, предназначенных для изучения разнообразных психологических свойств людей пяти различных возрастных групп: дошкольники, младшие школьники, подростки, старшие школьники, взрослые люди. Психологические методы для взрослых людей включены в содержание учебника потому, что сферой образования охватываются не только дети, но и взрослые люди, а педагог-экспериментатор может проводить свои исследования не только на детях, но также на студентах, учителях и родителях.
Всего в книге описано около 120 психодиагностических методик, многие из которых публикуются впервые. С помощью этих методик можно получить до 170 частных психодиагностических показателей, характеризующих психологию людей от познавательных процессов до личности и межперсональных отношений.
Психодиагностические методики, предназначенные для детей, автор стандартизировал, а также сделал преемственными из возраста в возраст. Однако второе имеет свою негативную сторону. Преемственность требует повторного описания одних и тех же методик при переходе от одной возрастной группы к другой. Чтобы избежать этого в тех случаях, когда рекомендуемая методика уже была ранее подробно описана применительно к другому возрасту, на нее в тексте просто дается ссылка.
Комплексы психодиагностических методик подобраны в соответствии с теоретическим материалом, включенным в первые две книги: «Общие основы психологии» и «Психология образования». Знакомство студентов с методиками заменяет традиционный психологический практикум. В данном случае он не рас-
4

Творен в теоретическом материале, как это было в старых программах, а интегрирован и вынесен отдельно для того, чтобы студенты могли практически и квалифицированно овладеть этими методиками.
Данные методики используются в практике работы психологической службы системы образования, поэтому книга окажется весьма полезной и для практических психологов. В ней впервые столь подробно представлена система стандартизированных, проверенных и распределенных по всем возрастам комплексов психодиагностических методик, охватывающих основные психологические процессы, свойства, состояния и отношения человека, которые практическим психологам приходится изучать. С помощью представленных в книге методик можно определить уровень психологического развития людей любого возраста, начиная от раннего дошкольного и кончая вполне взрослым.
Учебная книга обеспечена методическим аппаратом, который аналогичен аппарату, имеющемуся в двух предыдущих книгах. Он включает в себя контрольные вопросы к каждой главе, подобранные и сформулированные таким образом, чтобы обратить внимание на наиболее существенные моменты изучаемого материала. Эти контрольные вопросы могут быть использованы для обсуждения курсовых тем на семинарских занятиях, для составления экзаменационных билетов, вопросов к зачетам и самоконтроля знаний студентов.
Помимо контрольных вопросов, каждая глава книги обеспечена минимальным списком дополнительной литературы по теме. Как и в двух предыдущих книгах, этот список имеет краткие предметные указатели для облегчения поиска необходимого материала.
В первой части книги, содержащей описание психодиагностических методик, имеются практические задания по их применению.
В конце книги помещен словарь основных психологических терминов, которые встречаются и на страницах этого учебного текста и в дополнительной литературе, рекомендуемой для самостоятельного чтения по отдельным темам и главам.

Немов Р.С.
Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
ISBN 5-691-00112-4.
Третья книга учебника состоит из двух частей. Первая часть содержит основы психодиагностики и включает описание более 120 стандартизированных и проверенных психодиагностических методик, предназначенных для исследования детей от 2-3 до 16-17 лет, а также учителей, родителей. Во второй части имеются сведения по организации и проведению научного психологического исследования и дается описание методов математической статистики.
ББК 88
© Немов Р.С, 1997
© «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
© Художественное оформление обложки.
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997
ISBN5-691-00112-4

1. Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутренне (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее

2. Опрос

Письменный

Свободный

Стандартизованный

3. Тесты

Тесты-опросники

Тесты-задания

Проективные тесты

4. Эксперимент

Естественный

Лабораторный

5. Моделирование

Математическое

Логическое

Техническое

Кибернетическое

Приведенные классификации методов исследования различны по своей структуре, но содержание методов не имеет различий.

2.5.3 Характеристика методов

1. Неэкспериментальные методы

Наблюдение – это планомерное, целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие явлений, результаты которого в той или иной форме фиксируются наблюдателем. Наблюдение – основной, наиболее распространенный в психологии эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека.

Вначале появились наблюдения психологов за собственными детьми, оформляемые в виде записей и дневников (В. Прейер, В. Штерн, Ж. Пиаже, Н. А. Рыбников, Н. А. Менчинская, B.C. Мухина и др.). Однако следует отметить, что наблюдения разных авторов проводились с разными целями, вследствие чего их трудно сопоставлять друг с другом. Затем стали появляться научные учреждения, где этот метод был основным. Так, П. М. Щелованов организовал в 1920 году в Ленинграде клинику развития детей, в которой жили преимущественно подкидыши и сироты, за развитием которых велось круглосуточное наблюдение.

Следует обратить внимание на тот факт, что наблюдение становится методом психологического изучения лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений (как это было в первых дневниковых записях), а осуществляет переход к объяснению их психологической природы этих явлении. Сущность наблюдения состоит не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении причин этих психологических фактов.

Возможность использования этого метода естественных наук в психологии основана на методологическом принципе единства сознания и деятельности. Общеизвестно, что психика человека формируется и проявляется в его деятельности – в действиях, словах, мимике и т.д. На основании внешних проявлений мы судим о внутренних процессах и состояниях.

Наблюдение в психологических исследованиях используется в различных вариантах :

    наблюдение как вид деятельности;

    наблюдение как метод;

    наблюдение как частная методика (технология).

Главными особенностями наблюдения как метода психологического исследования являются целенаправленность и опосредованность (наблюдение не напрямую, а через что-то). В данном случае исследователь не вмешивается в ход психических проявлений испытуемых, вследствие чего они протекают естественно. Однако эта «невмешательская» позиция наблюдателя имеет не только положительные, но и отрицательные последствия. В частности, не всякое даже специально зафиксированное восприятие поведения детей можно считать научным наблюдением. Чтобы стать подлинным методом научного исследования, наблюдение должно быть правильно построено (должны быть четко сформулированы цель и задач исследования).

Недостатки , присущие наблюдению как методу научного исследова­ния:

    Большие временные затраты в связи с пассивностью наблюдателя. Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы; в то же время некоторые явления вовсе недоступны для наблюдения.

    Уникальность и неповторимость наблюдаемых явлений.

    Трудность установления причины явления (слитность наблюдаемых факторов с попутными явлениями, а также много неучитываемых условий).

    Субъективизм исследователя. Опасность субъекти­визма возрастает в том случае, если исследователь не только фиксирует в протоколе то, что он воспринимает, но и высказывает свое мнение о проис­ходящем. Такой тип записи М. Я. Басов назвал «истолковательным».

    Необходимость учитывать культурные и ментальные особенности объ­екта наблюдения.

    Трудность осуществления статистической обработки данных.

    Трудоемкость. Для реализации наблюдения необходимы высокая психологическая образованность исследователя и огромная затрата времени.

Однако у этого метода имеются и свои безусловные достоинства :

    Универсальный характер.

    Гибкость наблюдения.

    «Скромность» наблюдения (на сегодняшний момент, однако, устарело, т.к. нужна видеокамера).

    Не искажает естественного протекания психических процессов.

    Богатство собираемых сведений. Благодаря наблюдению перед исследователем развертывается конкретная жизнь определенного человека, которую можно сравнить с другими конкретными наблюдениями и сделать со­ответствующие выводы.

Наблюдение должно быть систематическим и планомерным. Необходимо составить подробную программу того, какие люди будут наблюдаться, в какие дни и часы дня проводится наблюдение, какие моменты жизни будут наблюдаться и др., т.е. ответить на вопросы об объекте и предмете исследования. Большое значение имеет разработка схемы наблюдения, которая составляется лишь после предварительного изучения объекта и предмета исследования. Результаты заносятся в протокол, после чего подвергаются математической обработке. Все это позволяет в какой-то мере преодолеть недостатки наблюдения как метода.

В настоящее время для достижения объективности и точности наблюдения используются также такие технические средства, как киносъемка, магнитофон, фотография. Для уточнения результант наблюдения используется шкала, на которой отмечаются интенсивность протекания того или иного психического явления: сильно, средне, слабо и т.д.

Важной методической проблемой при осуществлении наблюдения является вопрос о взаимодействии исследователя и испытуемых: испытуемый не должен знать, что он стал объектом изучения, иначе естественность поведения, которая является главным преимуществом метода, утрачивается. В качестве «шапки-невидимки» используются «зеркало Гезелла», включенное наблюдение (когда наблюдатель становится для наблюдаемых привычным человеком, при котором они ведут себя естественно).

В зависимости от объекта наблюдения выделяют следующие виды:

    Самонаблюдение – метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления. В качестве объекта самонаблюдения могут выступать цели, мотивы, результаты деятельности. Данный метод лежит в основе самоотчетов. К недостаткам метода можно отнести его субъективность, вследствие чего самонаблюдение используется чаще всего как дополнительный метод;

    Объективное наблюдение (внешнее наблюдение) – наблюдение над другим человеком, со стороны.

В психологии могут применяться различные способы организации объ­ективного наблюдения (схема 10).

Способы организации объективного наблюдения

Непосредственное

(проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом)

Опосредованное

(используются результаты наблюдений, подготовленные другими людьми: сообщение воспитателей, кино-, магнито-, видеозаписи)

Явное (открытое)

(наблюдение, протекающее в условиях осознанного факта присутствия посторонних)

(наблюдение с помощью «зеркала Гезелла»)

Включенное (причастное)

(наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы, анализирует событие «изнутри»).

Невключенное

(непричастное)

(исследователь ведет наблюдение извне)

Систематическое (сплошное)

(регулярное наблюдение в течение оп­ределенного периода; фиксируются все проявления психической деятельности)

Несистематическое (выборочное, случайное)

(наблюдается какое-либо одно психическое явление)

Долговременное

(лонгитюдное)

(наблюдение в течение

длительного времени)

Кратковременное (наблюдение в течение

определенного промежутка времени)

Единичное

(наблюдение проводится

один раз)

Каузальное (причинное) (наблюдение за каким-либо определенным случаем)

Эпизодическое

(фиксируют отдельные факты поведения)

Наблюдение как частная методика предполагает:

    цель и программу наблюдения;

    наличие объекта и ситуации наблюдения;

Очевидно, что в конкретных психологических исследованиях почти никогда не применяется один какой-либо метод. Каждый этап исследования требует использования своего метода или сочетания нескольких. Обычно в психологических исследованиях с детьми, уже владеющими речью, используется беседа, которая дает возможность установить, как сам ребенок понимает ту или иную ситуацию, что он о ней думает.

Беседа – это неэкспериментальный метод психологического исследования, который предусматривает прямое или косвенное накопление информации путем вербального (словесного) общения. Беседу можно использовать не только как метод сбора первичной информации о человеке в процессе общения с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы, но и как метод изучения и выяснения индивидуально-психологических особенностей личности (склонностей, интересов, степени воспитанности, отношения человека к жизненным явлениям, собственным поступкам и др.).

Беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, предложениями. Проходит в форме личного общения по специально составленной программе. Сильная сторона беседы – в живом контакте исследователя с испытуемым, в возможности индивидуализации вопросов, их варьирования, использования дополнительных уточнений, в возможности оперативной диагностики достоверности и полноты ответов.

В ходе беседы могут быть использованы следующие типы вопросов :

    ориентировочно-психологические – используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой;

    вопросы-фильтры – дают возможность выяснить некоторые детали из жизни испытуемых;

    контрольные вопросы – проверка достоверности полученной информации.

Преимущество хорошо спланированной беседы или другого опроса не только в том, что они дают более достоверные результаты, но и в том, что ответы детей можно обрабатывать статистически. Так, при массовых обследованиях, результаты которых затем подвергаются статистической обработке, используется стандартизированная беседа с точно сформулированными вопросами. Каждый вопрос при этом имеет четкую целевую установку, которая дает возможность затем осуществить содержатель­ную интерпретацию ответов.

Одним из видов беседы является интервью . Это один из наиболее старых и широко распространенных методов получения информации о людях, под которым следует понимать планомерные действия с определенной научной целью, в ходе которых испытуемый должен быть подвигнут к сообщению вербальной информации с помощью ряда условных вопросов или вербальных стимулов. Интервьюкак специфическая форма беседы может быть использована для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и др.

Интервью можно разделить на структурированное инеструктурированное . В интервью первого типа вопросы тщательно сформулированы и умело выстроены в нужном порядке. В неструктурированном интервью, наоборот, вопросы построены так, чтобы у испытуемого оставалась определенная свобода в ответах.

Интервью можно брать не только у отдельной личности, т.е. его можно проводить не только в индивидуальной форме , но и вгрупповой . Групповое интервью приближается по форме к групповой дискуссии.

Метод интервью может быть богатым источником информации. Тем не менее интерпретация полученных данным носит порой субъективный характер, и на нее могут оказывать влияние пристрастия самого интервьюера. Кроме того, личность интервьюера может незаметно влиять на то, насколько открытым и искренним проявит себя испытуемый во время интервью. С последним фактом связано возможное утаивание и искажение жизненно важной информации. Однако несмотря на это, интервью, особенно дополненное информацией из более объективных источников, является одним из важнейших методов оценки личности.

Опрос представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. испытуемого. Цель опроса – выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях, явлениях действительности.

Более полно опросники будут рассмотрены в разделе «Психодиагностические методы».

Анкетирование (анкета)

Анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы.

Анкета представляет собой опросный лист, содержащий систему вопросов, составлен­ных определенным образом с учетом содержания вопросов, формы их предъявления (открытые, требующие полного развернутого ответа, и закрытые, требующие ответа «да» или «нет»), а также количества и порядка следования. Порядок следования вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел.

Анкетирование может быть устным или письменным, проводиться в индивидуальной или группой формах, однако во всех случаях оно должно отвечать требованиям репрезентативности и однородности выборки.

Анализ продуктов (результатов) деятельности (творчества) – это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Это метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности.

Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в контакт с самим испытуемым, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности. Использование этого метода основывается на методологи­ческом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика человека не только формируется, но и проявляется в деятельности.

Изучение продуктов труда заключается в психологическом анализе различных поделок, рисунков, сочинений, творческих работ и др. Данный метод широко используется в педагогической психологии в форме анализа сочинений, конспектов, комментариев, выступлений и др., в детской психологии – в форме анализа рисунков, поделок и др.

По качеству продуктов деятельности можно сделать заключение об аккуратности, ответственности, точности испытуемого. Анализ количества и качества изделий в течение определенного времени позволяет обнаружить период наивысшей продолжительности труда, начало утомления и сделать выводы о наилучшем режиме труда.

Просмотр нарисованных испытуемым картин или рисунков может оказать существенную помощь в определении его способностей в художественном творчестве, выработанности навыков, уровня развития творческих возможностей. При изучении рисунков анализируется их сюжет, содержание, манера изображения, а также сам процесс ри­сования (время, затраченное на рисунок, степень увлеченности) и т.д.

Социометрия (социальное измерение) – это исследовательский метод, позволяющий изучать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы, разработанный Дж. Морено. Модификация теста проведена Я. Л. Коломинским. Социометрия служит средством получения данных о том, как члены малой социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий-антипатий.

Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест (тест социометрического выбора). Он составляется из вопросов (критериев выбора), адресованных каждому члену конкретной социальной группы.

Форма проведения: индивидуальная и групповая. В зависимости от возрастного состава групп и специфики исследовательских задач применяются разнообразные варианты самих процедур исследования: «Выбор в действии», «Поздравь товарища». Полученные в ходе исследования данные заносятся в социометрическую матрицу, на основании которой составляется социограмма – специальный рисунок, диаграмма, отражающая целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних выборов, ожидаемых выборов, а также рассчитываются различные коэффициенты отношений.

Инструкция:

Варианты ответов: «все» - 6 баллов; «почти все» - 5 баллов; «большинство» - 4 балла; «половина» - 3 балла; «меньшинство» - 2 балла; «почти никто» - 1 балл; «никто» - 0 баллов.

Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.

Опросный лист

Суждения

Оценка

Свои слова подтверждают делом

Осуждают проявления индивидуализма

Имеют сходные убеждения

Радуются успехам друг друга

Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений

Умело взаимодействуют друг с другом

Знают задачи, стоящие перед коллективом

Требовательны друг к другу

Все вопросы решают сообща

Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом

Доверяют друг другу

Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений

Бесконфликтно распределяют обязанности между собой

Знают итоги работы коллектива

Никогда и ни в чем не ошибаются

Объективно оценивают свои успехи и неудачи

Личные интересы подчиняют интересам коллектива

Одному и тому же посвящают свой досуг

Защищают друг друга

Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений

Взаимно дополняют друг друга в работе

Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива

Работают над решением задач и проблем с полной отдачей

Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива

Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей

Помогают друг другу

К новичкам, старым членам коллектива и представителям других подразделений предъявляют одинаково справедливые требования

Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе

Знают правила поведения в коллективе

Никогда и ни в чем не сомневаются

Не бросают начатое дело на полпути

Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения

Одинаково оценивают интересы коллектива

Искренне огорчаются при неудачах коллег

Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений

Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач

Хорошо знают свои обязанности

Сознательно подчиняются дисциплине

Верят в свой коллектив

Одинаково оценивают неудачи коллектива

Тактично ведут себя в отношении друг друга

Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и представителями других подразделений

Быстро находят между собой общий язык

Хорошо знают приемы и методы совместной работы

Всегда и во всем правы

Общественные интересы ставят выше личных

Поддерживают полезные для коллектива начинания

Имеют одинаковые представления о нормах нравственности

Доброжелательно относятся друг к другу

Тактично ведут себя по отношению к новичкам и членам других подразделений

Берут на себя руководство коллективом, если потребуется

Хорошо знают работу товарищей по коллективу

По-хозяйски относятся к имуществу фирмы

Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции

Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности

Уважают друг друга

Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов

Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости

Знают черты характера друг друга

Все умеют делать

Ответственно выполняют любую работу

Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив

Одинаково оценивают правильность распределения поощрений

Поддерживают друг друга в трудные минуты

Радуются успехам новичков и представителей других подразделений

Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях

Хорошо знают привычки и склонности друг друга

Активно участвуют в общественной работе

Постоянно заботятся об успехах коллектива

Одинаково оценивают справедливость наказаний

Взаимно относятся друг к другу

Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений

Быстро находят вариант распределения обязанностей, который устраивает всех

Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга

Обработка результатов:

Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.

Шкала достоверности - вопросы 16; 31; 46; 61. Чем больше положительных ответов дал сотрудник по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики.

Показатель

Вопросы

Стремление к сохранению целостности группы

2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 54; 62; 69

Сплоченность (единство отношений)

3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 55; 63; 70

Контактность (личные взаимоотношения)

4; 11; 19; 26; 34; 41; 49; 56; 64; 71

Открытость

4; 12; 20; 27; 35; 42; 49; 57; 65; 72

Организованность

4; 13; 21; 28; 36; 43; 51; 58; 66; 73

Информированность

4; 14; 22; 29; 37; 44; 52; 59; 67; 74

Ответственность

4; 8; 16; 23; 31; 38; 46; 53; 61; 68

1Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 56.

2Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами / Т.С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2008.- С. 93.

3Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2009.– С. 19.

4Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие, 4-е издание. – СПб., 2012.– С.38.

5Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001. – С. 67.

6Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 53.

7Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие, 4-е издание. – СПб., 2012.– С.58.

8Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 67.

9Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие, 4-е издание. – СПб., 2012.– С.59.

10Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами / Т.С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2008.- С. 114.

11Кабаченко Т.С. Психология управления человеческими ресурсами / Т.С. Кабаченко. – СПб.: Питер, 2008.- С. 115.

12Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.В.Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007. – С. 123.

13Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.В.Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007. – С. 129.

14Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.В.Батаршева, А.О. Лукьянова. 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2007. – С. 126.

15Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие, 4-е издание. – СПб., 2012. – С. 54.

16Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2001. – С. 163.

17Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2001. – С. 166.

18Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 78.

19Семиков В.Л. Организационное поведение руководителя: учебное пособие для вузов. – М., 2004. – С. 34.

20 Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления - М.: Издание «Наука», 2006.- С.63.

21Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления - М.: Издание «Наука», 2006.- С.81.

22Аксенов С.Л. Менеджмент персонала. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», издательство ЭКМОС, 2008. – С. 144.

23Рязанов В.А. Основы Теории управления: курс лекций. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2009. – С. 31.

24Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Шило С.И., Ильинский С.В., Салимжанов И.Х. Управление персоналом // Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010. – С. 113.

25Тютченко А.М. Морально-психологическое состояние сотрудников: оценка и пути формирования. - М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – С. 49.

26Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2004. – С. 156.

27Шпалинский В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 2008. – С. 89.

28 Журавлев А.А. Стиль в современной психологии управления - М.: Издание «Наука», 2006.- С.63.

29Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие – М.: Гардарики, 2004. – С. 159.

30Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – С. 164.




© 2024
digtime.ru - Digtime - Строительный портал