ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА»
1. Роль науки и научного подхода в современном обществе и создании правового государства.
2. Связь правовой сферы государства и общества с педагогической сферой.
3. Основные группы социально-педагогических явлений.
4. Сущность понятий «юридико-педагогическая действительность» и «юридико-педагогические явления».
5. Общие методологические принципы педагогической науки.
6. Характеристика педагогических фактов, закономерностей и механизмов.
7. Основные методы исследования юридико-педагогических проблем.
8. Макроструктура образовательно-педагогического процесса.
9. Основные условия эффективности образовательно-педагогического процесса.
10. Сущность и связь воспитанности человека и его воспитания.
11. Роль системы воспитательной работы в органах внутренних дел.
12. Характеристика педагогических принципов воспитания.
13. Основные методы воспитания.
14. Основные направления педагогической работы с коллективом органа внутренних дел.
15. Проведение государственно-правового воспитания.
16. Место нравственного воспитания, правового воспитания, экзистенциального воспитания в органах внутренних дел.
17. Педагогическая характеристика профессиональной деформации сотрудника ОВД.
18. Основные социально-педагогические и индивидуально-педагогические причины развития профессиональной деформации сотрудников ОВД.
19. Характеристика системы педагогической работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации сотрудников ОВД.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ УСВОЕНИЮ: Правовое государство и наука. Понятие о педагогике. Педагогическая и правовая действительность. Педагогические факты, закономерности, явления и механизмы. Основные педагогические свойства личности: воспитанность, образованность, обученность, развитость. Социально-педагогические явления. Социально-педагогическая среда и ее факторы. Социально-педагогические результаты. Педагогическая система. Методологические принципы педагогической науки. Воспитание. Воспитанность человека. Воспитательная работа в органах внутренних дел.Принципы воспитания.Самовоспитание.Методы воспитания.Средства воспитания.Приемы воспитания. Специализированные аппараты по работе с личным составом.Неспециализированные субъекты воспитательной работы.Государственно-профессиональное воспитание. Государственно-гражданское воспитание. Профессионально-правовое воспитание сотрудников.Общественно-государственное информирование.Общественно-государственная подготовка.Профессионально-нравственное воспитание.Экзистенциальное воспитание в органах внутренних дел.Профессиональная деформация личности сотрудника ОВД.
ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ
Основания юридической педагогики. Широко используемое в юриспруденции понятие «правовая действительность» подчеркивает, что правовая сфера - важная составляющая реальной жизни людей и общества в целом, обладающая своими закономерностями объективно-субъективного характера. Жизнь права в действительности - это то, что реально проявляется в юридически значимом поведении людей после того, как знание о праве прошло через их сознание. Непосредственным итогом усилий государства и общества по обеспечению жизни права выступает правопорядок - реальная правозаконность, степень воплощенности идеалов и принципов правового государства и правового общества, итоговый результат, достигнутый уровень законности, фактическое правовое состояние,
Понятие «педагогическая действительность» также констатирует объективное существование в жизни общества и государства педагогической сферы , образующих ее педагогических явлений воспитания и воспитанности людей, образования и образованности, обучения и обученности, развития и развитости. Педагогическая действительность, существуя в глобальной макросистеме государства и общества и будучи взаимосвязанной с другими системами, и частности правовой, образует в ней особую систему. Находясь в зависимости от правовой сферы, она влияет на нее, сказываясь на реальной правозаконности и эффективности регулирующего влияния права на поведение граждан и успешность деятельности правоохранительных органов.
На стыке этих систем возникают и функционируют особые юридико-педагогические явления. Общепедагогические явления представлены в ней в трансформированном виде, обретая специфику, обусловленную взаимодействием правовых и педагогических закономерностей, условий, целей, задач, объектов, процессов, результатов, трудностей, средств, методов, относящихся одновременно и к юридической и к педагогической действительности. Таким образом, юридико-педагогические явления - это сплав влияний той и другой действительности.
Рассматривая сферу деятельности органов внутренних дел, надо отметить своеобразие юридико-педагогической действительности и юридико-педагогических явлений в ней. Юридико-педагогическая действительность и явления в ней обнаруживаются более массово, разнообразнее, рельефнее, со значительной долей негатива, сложностями оптимизации при решении профессиональных задач и работе с кадрами, а поэтому они требуют постоянного пристального внимания и более высокой педагогической грамотности от всех категорий сотрудников.
Объект познания юридической педагогики - деятельность его органов, ее результаты и меры, направленные на повышение ее эффективности.
Предмет познания юридической педагогики - педагогическая действительность в сфере деятельности его органов, ее взаимосвязи и влияния на эту деятельность в их соответствии с процессами, происходящими в российском обществе, и задачами его цивилизованного, демократического, правового развития.
Основная цель - изучение своеобразия и функционирования юридико-педагогической действительности, разработка педагогических мер и помощь практике в повышении успешности решения профессиональных задач, выполнения социальной миссии органов внутренних дел и обеспечения достойной самореализации и самоутверждения в жизни их сотрудников.
Прикладной подход , реализуемый в данном учебнике, ориентирован на повышенное внимание к практическим педагогическим разработкам и их научное обоснование.
Основные задачи прикладной юридической педагогики:
1) повышение научного юридико-педагогического уровня деятельности личного состава, формирование должного отношения его к использованию знаний юридической педагогики в службе и личной жизни, повышение практической подготовленности к их использованию, содействие проникновению достижений юридической педагогики в практику органов МВД;
2) создание научной картины юридико-педагогической действительности, присущей сфере деятельности органов МВД;
3) проведение педагогических исследований по актуальным практическим проблемам деятельности органов МВД;
4) участие в актуализации социальной ориентированности деятельности личного состава, исследование ее социально-педагогических аспектов, распространение социально-педагогических знаний, обучение социально-педагогическому подходу, внимательному отношению к гражданам, строгому соблюдению их прав и обеспечению законности;
5) всестороннее и углубленное педагогическое изучение кадрового обеспечения и всех его направлений в органах внутренних дел;
6) исследование и разработка педагогических мер по совершенствованию системы воспитания личного состава и всех его видов, а также превращение коллективов органов внутренних дел и их подразделений в воспитывающие коллективы;
7) педагогическое содействие общему и профессиональному развитию личности сотрудников, профилактике и преодолению негативных отклонений в нем, проявляющихся в служебной деятельности и жизни;
8) повышение статуса и педагогического качества индивидуальной работы с каждым сотрудником руководителей и работников кадровых аппаратов, обеспечение его прав, должной оценки деятельности, аттестования, стимулирования, профессионального роста и удовлетворенности службой;
9) повышение качества профессионального образования в системе МВД и его новых форм на основе повышения научно-педагогического уровня и внедрения новых педагогических и информационных технологий;
10) совершенствование методик преподавания юридических дисциплин, а также практической подготовки курсантов, слушателей, сотрудников;
11) разработка концепции, программ и программное обеспечение специальной учебной дисциплины «Юридическая педагогика в МВД» и ее изучение в системы профессионального образования и иных видах подготовки личного состава;
12) оптимизация педагогических систем подготовки сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях, к борьбе с терроризмом, к обеспечению личной безопасности и помощь в практическом внедрении этих систем;
13) содействие качественной подготовке руководителей по педагогике управления в обычных и служебно-боевых условиях, текущее консультирование по педагогическим вопросам работы с сотрудниками и коллективом;
14) разработка системы профессионально-педагогической подготовки работников кадровых аппаратов, других категорий сотрудников, содействие ее качественному проведению;
15) педагогическое изучение и помощь в расширении участия органов внутренних дел и каждого сотрудника в правовом воспитания, обучении, консультировании населения, в активном взаимодействии при этом с работниками других структур, общественных формирований, средств массовой информации, искусства, культуры, семьи;
16) организация и совершенствование подготовки специалистов по юридико-педагогическим проблемам органов внутренних дел; содействие притоку на службу в них лиц с педагогическим образованием, обеспечение их дополнительной подготовки по юридической педагогике в МВД; оказание научно-практической и методической помощи педагогам, работающим в органах;
17) разработка предложений по юридико-педагогическому обеспечению деятельности личного состава, систематизация этой деятельности в МВД;
18) организация общественно-педагогического движения в системе МВД и секции педагогического общества России;
19) активизация подготовки кандидатов и докторов педагогических наук по юридико-педагогической проблематике,
20) изучение зарубежного опыта решения юридико-педагогических проблем, полицейской педагогики, а также возможностей и путей его использования в системе органов внутренних дел РФ.
Ассоциация авторов и издателей
«ТАНДЕМ»
А.М. Столяренко
ЮРИДИЧЕСКАЯ
ПЕДАГОГИКА
Курс лекций
Москва 2000
Столяренко А.М.
С 81 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА. Курс лекций. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство «ЭКМОС», 2000 г.-496 с.
ISBN 5-88124-066-9
В книге даются основополагающие понятия юридической педагогики, отвечающие реальностям работы юриста: педагогике в правоохранительной деятельности, педагогике при решении правовых проблем в интересах укрепления законности и правопорядка. В издании раскрывается дидактика профессиональной подготовки в правоохранительных органах.
Курс лекций характеризуется структурной целостностью и теоретической глубиной. Он основан на обобщении обширного фактологического материала. В издании даются многочисленные рекомендации педагогического характера по улучшению юридико- педагогической работы, воспитанию и обучению кадров правоохранительных структур. Учебный материал и логика его изложения построены с учетом специфики подготовки юристов и характера их будущей деятельности.
Курс лекций предназначен для обеспечение профессионализированного изучения педагогики (в сочетании с изучением ее основ) в юридических образовательных учреждениях и рассчитан на преподавателей, студентов, курсантов и слушателей.
Издание также дает практические навыки необходимые работникам
правоохранительных органов, судов, прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой службы и налоговой полиции, нотариата, адвокатуры и др.
Это первая книга в отечественной и мировой литературе по юридической педагогике, раскрывающая систему научных знаний, находящихся на стыке юриспруденции и педагогики, и актуальных в современных условиях жизни российского общества.
ISBN 5-88124-066-9 © ЭКМОС, 2000
© Столяренко А.М.
Лекция 1. Введение в юридическую педагогику …………………………5
- Правовое государство, правопорядок и педагогика………………………5
- Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики……………...15
- Методология юридической педагогики…………………………………...25
- Социальная педагогика и правовая сфера……………………………….39
- Правовая социализация и правовая культура граждан…………………43
- Социальная педагогика права...................................................................48
- Социально-педагогические факторы в правовой сфере…………………55
- Проблемы формирования правовой культуры населения………………61
- Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой…………………………………………………………………………..79
- Педагогика в деятельности разных специалистов правоохранительных органов……………………………………………………………………...82
- Превентивная педагогика…………………………………………………..90
- Исправительная (пенитенциарная) педагогика………………………...103
- Постпенитенциарная педагогика…………………………………………115
- Педагогическая техника юриста………………………………………….121
- Юридическое образование и его педагогическая система в образовательном учреждении……………………………………………………..135
- Проблема личности студента - будущего юриста…………………….150
- Личностно-формирующий потенциал образовательного учреждения………………………………………………………………………….169
- Сущность и методическая система обучения юристов…………………182
- Организационные формы обучения……………………………………..200
- Интенсивные технологии в юридическом образовании ………………..207
- Работа студента, курсанта, слушателя по овладению профессией юриста…………………………………………………………………………..218
Лекция 5. Педагогика управления правоохранительным органом ...237
5.1. Педагогическая концепция управления правоохранительным органом…………………………………………………………………………..237
5.2. Педагогические технологии в организации жизни и деятельности правоохранительного органа…………………………………………………251
5.3. Педагогические технологии в текущем управлении правоохранительным органом………………………………………………………………261
5.4. Педагогические технологии в предъявлении требовательности
Руководителем………………………………………………………………..269
5.5. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя..278
Лекция 6. Педагогика воспитательной работы с персоналом
правоохранительного органа …………………………………………...289
- Особенности системы воспитания в правоохранительном органе……...289
- Педагогические принципы воспитания сотрудников……………………..293
- Морально-психологическая подготовка……………………………………308
- Правовое воспитание и профилактика профессиональной деформации личности сотрудника………………………………………………………326
- Педагогические особенности и задачи профессиональной подготовки…...............................................................................................................337
- Педагогические принципы профессиональной подготовки………………341
- Особенности организации и методики занятий по профессиональной подготовке………………………………………………………………………355
- Подготовка специальных групп (экипажей, отрядов)……………………360
- Организационная подготовка……………………………………………...364
- Профессионально-педагогическая подготовка………………………….369
8.1. Экстремальность в правоохранительной деятельности и ее особые требования к подготовленности сотрудника……………………………………376
- Система подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях…………………………………………………………………………….384
- Профессионально-психологическая подготовка………………………….390
- Физическая подготовка к действиям в экстремальных условиях…….407
- Огневая подготовка………………………………………………………...414
- Подготовка сотрудников и граждан к обеспечению личной безопасности………………………………………………………………………….420
- Подготовка к действиям против вооруженного правонарушителя………427
- Поддержания служебно-боевой натренированности……………………..436
чрезвычайных обстоятельствах…………………………………………440
Лекция 9. Сравнительно-юридическая педагогика ..................................457
- Методология сравнительно-юридической работы………………………...457
- Педагогика в практике деятельности правоохранительных органов за рубежом……………………………………………………………………….461
9.4. Новые зарубежные педагогические технологии подготовки профессионалов…………………………………………………………………………474
9.5. Использование мирового опыта в работе с персоналом……………….....483
ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ
В ЮРИДИЧЕСКУЮ ПЕДАГОГИКУ
1.1. Правовое государство, правопорядок и педагогика
Правовое государство, законность, правопорядок и наука.
Одной из важнейшей тенденций движения человеческой цивилизации в будущее выступает создание обществ основанных на законе. Правовое государство, обеспечивающее жизнь гражданской общества, права и свободы граждан, возможности и условия для раскрытия их возможностей и удовлетворения потребностей - современный идеал государственного устройства. Все гуманистические идеи, ставящие интересы человека в центр общественных интересов, идеи демократии, прав и свобод, полного удовлетворения потребностей, свободного развития и другие останутся блефом вне торжества закона.
Сегодня, и конкретно в условиях России, задача укрепления правовой сферы приобрела приоритетное значение, особенно в связи с возросшим на порядок уровнем преступности, ставшим тормозом общественного развития. Создание справедливого общества, построенного на законе, выступает глобальной задачей всех его здоровых сил и возможно лишь при полном использовании имеющихся возможностей. Одна из них, и далеко не последняя, связана с полным использованием богатых возможностей науки.
Общественные силы, подобно силам природы, могут действовать стихийно и разрушительно до тех пор, пока люди не хотят понимать их, не могут их учитывать и направлять в своих интересах. Действия на глазок, самоуверенное пользование интуитивными и построенными только на личном опыте соображениями, слепое подражание зарубежным образцам, упование на силу административного нажима, действия по методу проб и ошибок - глубокие причины пробуксовок и неудач в любом деле, а на государственном уровне они просто недопустимы. Их архаизм особенно нетерпим на фоне современных достижений мировой цивилизации. Все в руках человека - цивилизованного, умного, нравственного. Никакими произвольными движениями в изменении правовой сферы общества и ее основы невозможно решить задачу создания правового государства, защитить интересы и права граждан, если это не делается максимально компетентно, научно и цивилизованно.
В нашей стране, к сожалению, мировые тенденции активного использования возможностей науки для достижения радикальных усовершенствований и преодоления не поддающихся эмпирическому решению проблем оказались недооцененными и не реализованными. Вплоть до 90-х годов пытались добиться успехов и прогресса путем выявления и устранения недостатков, который по своей сути мог лишь восстановить некоторую, нарушенную недостатками норму, но не обеспечить должный прогресс. Многочисленные инспекции, сменяя друг друга и отрывая людей от дела, с чувством выполненного долга писали разгромные акты, устраивали разносы, давали «ценные» указания тина «устранить», «обратить внимание», «повысить активность», «изыскать возможность» и пр. Однако это мало улучшало дело, ибо проверяемые сами, знали свои недостатки (и даже лучше поверяющих), а беда была в том, что они не могли по объективным или субъективным причинам устранить их.
Отставание России в развитии от многих процветающих стран в своих корнях в значительной степени было обусловлено пренебрежительным отношением практики к науке, не только совершавшей открытия, но и анализировавшей, обобщавшей практический опыт, находившей пути его совершенствования, разрабатывавшей интенсивные технологии. В немалой степени это относится и к решению проблем создания правового государства, укрепления законности, правопорядка и борьбы с преступностью.
Развитие человеческой цивилизации находится сейчас на том уровне, когда именно массовое использование прогрессивных технологий на практике определяет силу государства, его прогресс, количественные и качественные результаты труда. Чтобы с успехом двигаться к лучшему будущему, жить цивилизованно, работать успешнее, достигать большего, необходимо повсеместно использовать интенсивные современные технологии в любой, в том числе и правоохранительной деятельности, как на государственном, так и на местном уровне, в работе каждого органа правоохраны и каждого работника. Это относится и к использованию педагогических технологий, разрабатываемых юридической педагогикой.
Педагогика, общество, человек. Общество всегда таково, каковы его граждане. Оно может быть лучше, совершеннее только тогда, когда лучше и совершеннее формирует лучший тип личности. Педагогика - наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, что и определяет ее общественную значимость. Первоначально педагогика занималась только работой с детьми в специальных образовательных и воспитательных системах (детские сады, школы, семья). Сегодня она становится все больше наукой в работе с любыми категориями граждан и в любых, связанных с решением педагогических проблем, системах и условиях.
Основными системными педагогическими явлениями, вовлеченными в процесс формирования личности и человеческих общностей, изучаемыми педагогикой, выступают образование, обучение, воспитание и развитие.
Образование - целенаправленный процесс обогащения личности и общностей граждан фундаментальными (обширными, глубокими, научными, систематизированными, комплексными) знаниями, отвечающими современному уровню человеческой цивилизации и достижений научно-техннческой революции. Такие знания обеспечивают соответствующее понимания мира, человека, жизни, общества, себя и своей деятельности, формируют привычку и потребность к мышлению, самостоятельным обоснованным суждениям, способность и потребность к творчеству, созиданию, обогащению человеческого опыта и прогрессу общества. Индивидуальный результат образования - образованность личности, общности, определяемой не по формальным показателям - дипломам, - а по реальному пониманию окружающего и себя, проявляющемуся в отношениях, поведении и действиях. Образование имеет воспитательное и развивающее значение и должно осуществляться с достижением соответствующих педагогических результатов.
Обучение - целенаправленный процесс формирования у обучающихся знаний, навыков и умений. Результат его - обученность личности, общности людей. Особое обучение, ориентированное на фундаментальность, кругозор, общую цивилизованность обучающихся, - образовательное обучение, - делает его составной частью образования. В образовательных учреждениях, ориентированных на достижение обучаемыми определенного образовательного ценза, образовательная партитура обучения должна быть выражена отчетливо и занимать в нем достойное место. В ряде случаев обучение ведется без такой ориентации и приобретает характер частного (узкого, ограниченного) профессионализма, сводящегося к практической умелости. Такое обучение имеет право на существование в практических органах правопорядка или составлять часть обучения студентов в образовательных учреждениях. При слабом обогащении обучающихся знаниями и обучении их только технике действий, без глубокого понимания ими того, почему надо действовать так, а не иначе, оно превращается, по существу, в профессиональное натаскивание, профессиональную муштру, дрессировку.
Обучение призвано вносить свой вклад в воспитание и развитие личности и групп граждан, быть воспитывающим и развивающим.
Воспитание - целенаправленный процесс формирования важнейших социальных качеств личности как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманных, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается адаптация личности к жизни в обществе на уровне человеческой цивилизации, формирование гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье, трудолюбия, уважение к закону, правам и свободам человека, гуманистичности, уважение общечеловеческих ценностей, удовлетворение потребностей личности обеспечение условий для самоопределения в свободном, интеллектуальном и культурном развитии, в самореализации. Результатом воспитания является воспитанность конкретного человека, общности граждан. Частью общего воспитания выступает профессиональное, нацеленное на формирование воспитанности и ее компонентов у юриста, коллектива правоохранительного органа. Правовое воспитание профессионалов-юристов и граждан - составная часть их общего и профессионального. Оно специализировано на достижение правомерного поведения профессионалов-юристов и граждан, активное и плодотворное участие их в укреплении законности и правопорядка.
Развитие - целенаправленный процесс детерминации количественных, качественных изменений и преобразований в личности и человеческой общности, ведущий к повышению уровня развитости их интеллекта, способностей, важнейших деловых (педагогических, психологических, психофизиологических, физических) качеств и способностей (организаторских, педагогических, управленческих, следственных и др.; интересов, склонностей, внимания, памяти, воли, устойчивости, ловкости, быстроты реакций, находчивости и т.п.), более совершенным формам их духовности. Основными составляющими его выступают социальное, культурное, моральное, правовое, интеллектуальное и физическое развитие. Индивидуальным результатом развития выступает развитость личности и группы, коллектива (например, превращение его в воспитывающий своих членов коллектив). Образование, обучение и воспитание вносят свои вклады в развитие личности профессионала-юриста и коллективов правоохранительных органов. Но неверно понимать это как стихийный и само собой разумеющийся педагогический результат. Чтобы развитие шло должным образом, образование, обучение и воспитание должны быть развивающими, осуществляться с одновременной нацеленностью на достижение развивающего эффекта. Необходимы и, как показывает практика подготовки юристов и других профессионалов, возможны, плодотворны специальные педагогические меры, нацеленные на развитие (например, интеллекта, интересов, внимания, памяти, физической силы и ловкости, воли, самообладания, способностей и др.).
Все рассмотренные фундаментальные педагогические понятия и стоящие за ними важнейшие компоненты педагогической реальности взаимно дополняют, обогащают друг друга, формируя целостную человеческую личность. Известный русский ученый В.М. Бехтерев писал в начале XIX века: «...Если образование направлено к умножению человеческих познаний и, следовательно, к увеличению эрудиции, то воспитание... служит к облагораживанию душевных чувств и к созданию и укреплению воли. Отсюда понятно, что как бы ни был образован человек, но если...чувства его остались на ступени грубого эгоизма, если он...окажется лишенным в известной степени и воли, то все его образование с точки зрения общественной пользы будет простым балластом, ничуть не более. Если, с другой стороны, человек с образованием получает в течение своего развития несоответственное направление чувств и воли, то его образование может сделаться лишь средством или орудием к удовлетворению личных страстей и в этом смысле послужит только тому, чтобы создать вредного члена нашего общества» 1 .
Реальности жизни, обозначаемые основополагающими педагогическими категориями, выступают важнейшими компонентами педагогической деятельности, но могут выступать и как виды педагогической деятельности. Они существуют в виде соответствующих педагогических систем, процессов и результатов, т.е. образования, обучения, воспитания и развития. В них включаются педагоги, преподаватели, педагогические коллективы и те, на кого направлена их деятельность, - студенты, слушатели, курсанты, сотрудники правоохранительных органов и их коллективы. Педагогические результаты наиболее высоки при гармоничном взаимодействии этих видов педагогической деятельности и их систем, при их слиянии в целостный педагогический процесс, при обязательном активном участии в нем самих студентов, слушателей, курсантов, сотрудников, граждан, т.е. при их самообразовании, самообучении, самовоспитании и саморазвитии.
Все рассмотренные компоненты педагогической реальности могут находиться вне осознания их человеком. Однако преодоление стихийности, целенаправленное управление ими повышает масштаб и качество достигаемых результатов. Максимально возможный на данный момент результат обеспечивается применением существующих научных достижений педагогики, знания и понимания их, активного квалифицированного применения. Важно понимать не только сами категории, но и их взаимосвязи, системную педагогическую целостность, иначе возможности будут использованы не полно. Так, порой под воспитанием понимают все, что происходит при формировании личности. Либо полагают, что образование и развитие есть автоматические продукты воспитания и обучения. Получается, что специально и целеустремленно заниматься воспитанием, образованием и развитием человека не надо, что с очевидностью снижает возможности педагогики и достигаемые результаты.
Знание и понимание основных категорий педагогики и соответствующих им компонентов педагогической реальности ведет к важному выводу, что там, где существуют и обнаруживаются явления, результаты и влияние результатов воспитания, образования, обучения и развития людей на их жизнь и деятельность, там есть и предмет педагогики, возможности и необходимость применения ее достижений. Это относится и к правовой системе, к деятельности правоохранительных органов и их сотрудников, юристов.
Правовое государство, законность, правопорядок и педагогика. Укрепление законности и правопорядка, борьба с преступностью - задача всего общества, ибо проблемы, стоящие на пути ее решения, лежат в слабостях практически всех сфер - экономической, культурной, нравственной, государственного управления и др. Было время, когда считалось, что укрепление законности и правопорядка - это прерогатива права, рафинированная задача правоведов. Чем ближе к современности, чем суровее опыт крайностей и неудач в решении правовых проблем, тем больше крепло понимание того, что создание правового государства и общества, основанного на праве, - это комплексная научная и практическая проблема. В решение проблемы укрепления законности и правопорядка включились и другие специалисты. Возникли пограничные области научного знания - философия права, социология права, теория управления в сфере правопорядка, юридическая психология, судебная психиатрия и др. Однако такая многоотраслевая и практически ориентированная наука как педагогика, имеющая свои интересы и богатые возможности в правовой сфере, пока еще мало использовалась и используется для ответов на вызовы времени.
Известно, что право - не единственный регулятор общественной жизни. В своем поведении и отношениях граждане руководствуются и иными социальными нормами - идеологическими, культурными, моральными, религиозными, корпоративными, социально-психологическими (традиции, обычаи, мода, суеверия и др.). Они обнаруживают свое влияние как в сфере, регулируемой правом, так, тем более, и в иных.
Психологическое принятие тех или иных норм, ориентация своего поведения на них в числе других причин определяется уровнем воспитанности, образованности, культурности, социальной зрелости, нравственности народа, его социальных групп и отдельных граждан. Раз это так, то законность и правопорядок неразрывно связаны с педагогической системой общества, успешностью и плодотворностью функционирования в нем институтов воспитания, образования, обучения и развития, оказывающих влияние на массовое и индивидуальное поведение граждан, понимающих или отрицающих значение правопослушного поведения и соответствующим образом относящихся к его нормам.
Преступность, как социальное явление, имеет в числе прочих причин и условий и педагогические - слабости системы образования в обществе, системы воспитания граждан (в частности, правового), системы правовой пропаганды, правовых дефектов народной педагогики, реализации педагогической функции средствами массовой информации и др. Индивидуальные причины зарождения и развития отклоняющегося поведения, завершающегося преступлением, почти всегда связаны с педагогической запущенностью личности, недостаточной правовой образованностью, обученностью, воспитанностью, искажениями правосознания.
Игнорирование или недооценка педагогических факторов и условий в деятельности по укреплению правопорядка, законности, в профилактике преступности в масштабе общества, на региональном и местном уровне, в любых формальных и неформальных объединениях людей, на индивидуальном уровне неизбежно оборачивается нежелательным ростом и жизнеспособностью проявлений преступности, приносящей огромный урон обществу и людям.
По мере демократизации жизни общества все большую роль должно приобретать не насильственное принуждение граждан к уважению норм права, а правомерное поведение, обусловленное их воспитанностью, образованностью, обученностью и развитостью. Это означает, что роль педагогической системы общества, уровня и успешности педагогической работы в нем исторически возрастают. Борьба за законность и правопорядок, в особенности теперь, - это борьба за умы людей, за их отношение к другим людям, человеческим и общественным ценностям, за их активную жизненную и правоутверждающую позицию. Фронт этой борьбы, образно говоря, проходит через умы и сердца людей. Победа тут - в торжестве разума и нравственности, гражданственности и культуры, образованности и цивилизованности. Победа в созидании, в правовом развитии, правовой культуре. Нужна борьба не с человеком, а за человека. Очевидно, что полноценное решение задач невозможно без целеустремленных педагогических усилий, без использования возможностей педагогики.
Правотворчество и педагогика. В интересах правопорядка высшие органы государственной власти и управления в соответствии со своими полномочиями создают комплекс нормативных актов, важнейшими из которых являются законы. Законодательная система общества призвана укреплять, развивать и обеспечивать функционирование всех институтов демократии, защиту прав, свобод и интересов граждан, способствовать их социальному развитию и самовыражению. Любой закон, любой подзаконный нормативно-правовой акт, норма, любое положение в документе будут исполняться и что-то изменят к лучшему, если они рассматриваются законодателем не только как чисто правовое орудие, но по своему содержанию и оформлению обеспечивают надлежащее воспитывающие и обучающие воздействия на людей, которым они адресованы. Закон, как отмечал еще Платон, должен не просто управлять, но и убеждать.
Историей доказана безуспешность попыток силой закона, только правотворчеством решать проблемы правопорядка («правовой ригоризм»). Педагогически и психологически невозможно адаптировать граждан к неприемлемым для них законам. Недейственно и опасно также левацкое забегание вперед («правовой романтизм») - издание «прогрессивных» законов, не отвечающих психологическим и педагогическим реалиям, плохо учитывающих демократический и правовой опыт населения, уровень его правовой компетентности, воспитанности и развитости. Такие нормативно-правовые акты не только обречены на бездействие, но и множат неуважение к правам, долгу, обязанностям. Лишь баланс между реальным уровнем развития населения, его правовой культуры и опыта - с одной стороны, и законодательством, правотворчеством, имеющим и упреждающе-развивающий характер, но не отрывающимся от реальностей, не забегающим слишком далеко вперед, - с другой, приводит к успеху. Закон силен, действует, если он исполняется, если он понят населением, принят умом и внутренне одобрен, охраняется им самим.
На государственном уровне необходим учет педагогических закономерностей, механизмов и феноменов, уровня образованности и культуры, правовой компетентности и воспитанности населения, реализуемый в педагогически корректной законотворческой политике и в высоком педагогическом качестве каждого правового установления, а на местах - педагогически грамотного муниципального, управленческого нормотворчества.
Нельзя не отметить и то, что воплощение идеалов законности в писаном праве (в законах, подзаконных актах, правовых нормах) и построении государственного механизма в немалой степени зависят от тех людей, которые занимаются право- и нормотворчеством, их воспитанности, образованности, обученности и развитости, принадлежности к корпоративным группам (партии, объединения, группы, участвующие в политической борьбе за власть).
Правоохранительная деятельность и педагогика. Вся деятельность работников правоохранительных органов, должностных лиц, специалистов, помимо выполнения прямых правоохранительных функций, имеет педагогический аспект, который нередко не осознается, не учитывается, сознательно и компетентно не рассматривается. Он выражается в том, что эта деятельность оказывает сильное непосредственное влияние на правовую воспитанность граждан, на то, как и какое правосознание формируется у них, повышается ли авторитет правовых норм, вера в необходимость их соблюдения, уважение к юристам, желание оказывать им и правоохранительным органам помощь в укреплении правопорядка, крепнет ли у них вера в силу закона и свою правовую защищенность и др.
Правоохранительные органы заинтересованы и в том, чтобы освещение их деятельности б средствах массовой информации и правовая пропаганда велись педагогически эффективно, чтобы создавалась, совершенствовалась и функционировала должным образом системы правового всеобуча и правового воспитания разных категорий населения и, прежде всего, подростков и молодежи. Они призваны проявлять инициативы, а так же активно и педагогически продуманно участвовать в этой работе.
Успешное решение многих правоохранительных задач - профилактики, раскрытия и расследованию преступлений, охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения, работы с несовершеннолетними и исполнения наказания и др., - в большей или меньшей степени связано с необходимостью что-то разъяснять, учить, воспитывать, просвещать, переубеждать граждан, попадающих в сферу ответственности, интересов, прав и деятельности правоохранительных органов. Это значит, что им надо попутно решать, по существу, педагогические задачи в интересах достижения юридических, оперативно-служебных результатов своей деятельности, надо умело вносить элементы педагогической организации в нее, пользоваться педагогическими методами и средствами и обладать соответствующей профессионально-педагогической подготовленностью.
Кадры правоохранительных органов 2 и педагогика 3 . Общеизвестно, что последнее и решающее слово в любой деятельности
Принадлежит людям, осуществляющим ее, особенностям их личности и подготовки. На этой зависимости, пожалуй, наиболее сильно сказываются педагогические факторы. Профессионализм напрямую зависит от профессиональной образованности, обученности, воспитанности и развитости, т.е. собственных педагогических свойств сотрудников.
Поскольку, как это отмечалось выше, решение многих правоохранительных задач специалистами различных служб и подразделений правоохранительных органов связано с педагогическими проблемами, то и успех в их решении зависит от того, понимают ли они их, обладают ли желанием считаться с ними, имеют ли разбираться в них, готовы ли принимать решения с их учетом, обладают ли навыками и умениями достигать нужных педагогических результатов. Иначе говоря, - присутствует ли в их профессионализме такой элемент, как профессионально-педагогическая подготовленность.
Общепризнано, что любая управленческая деятельность имеет педагогический аспект, в том числе и у начальников, командиров, руководителей всех рангов правовой системы. Они не только обязаны проводить занятия с подчиненными и повышать их профессиональную компетентность, но и воспитывать, развивать, учитывать педагогический эффект своего примера, стиля работы, общения, поступков, решений, оценок и др. Их управленческий профессионализм и успех в управлении в работе с подчиненными связан поэтому неразрывным образом с управленческо-педагогической подготовленностью, являющейся разновидностью профессионально-педагогической.
В правоохранительных органах существуют системы образования, обучения, воспитания, профессиональной подготовки, ответственные за уровень и качество образованности работников правоохранительных органов, их профессиональное мастерство, профессиональное развитие и воспитание в период нахождения в юридических образовательных учреждениях. Эти системы - педагогические по своим существенным характеристикам, а образовательные учреждения (первоначального, высшего и послевузовского образования) - педагогические «производства». Стержнем систем профессионального образования и профессиональной подготовки, их созидательным механизмом выступают психолого-педагогические технологии, при функционировании которых зарождаются и совершенствуются профессиональные знания, навыки и умения, привычки, качества, способности и их комплексы у обучаемых сотрудников. Задачи, принципы, формы, методы, приемы реализации и совершенствования этих технологий тоже педагогические.
Педагогика - одна из немногих наук, которая специально и продуктивно занимается исследованием систем и процессов образования, воспитания, обучения и развития людей. Именно она располагает огромным объемом научно обоснованных рекомендаций по их оптимизации и совершенствованию. Этот факт трудно переоценить для деятельности работников системы профессионального юридического образования, которые сами должны обладать педагогической культурой, на должном научно-педагогическом уровне строить педагогическую систему в своей работе и осуществлять педагогический процесс, чтобы готовить действительно профессиональные кадры юристов.
Неразрывно связана с педагогикой деятельность кадровых аппаратов правоохранительных органов и их работников. По большей части она заключается в осуществлении воспитания, образования, обучения и развития персонала правоохранительных органов. Профессионалами, достойно занимающими свои должности, их можно считать лишь тогда, когда они сами обладают педагогическими достоинствами, способны компетентно организовывать педагогические системы, обеспечивать их функционирование и лично осуществлять педагогическую работу в рамках своей ответственности и особенностей задач.
Изложенное - далеко не полный перечень взаимосвязей нрава, законности, правопорядка и юридической деятельности с педагогикой (подробно - в последующих лекциях). В обществе, к которому мы стремимся идти, значимость решения педагогических проблем укрепления законности и правопорядка с использованием возможностей юридической педагогики, как прикладной науки, резко возросла и продолжает расти. По самому смыслу правового государства, его гуманитарному и демократическому предназначению работа правоохранительных органов и их сотрудников должна быть серьезно усовершенствована. Это, в частности, предполагает ее педагогизацию, т.е. обогащение педагогическими приемами и способами работы, полным использованием данных и рекомендаций юридической педагогики там и тогда, где это нужно и даст улучшенный практический результат. Тенденции правильно понимаемой гуманизации и демократизации жизни общества делают недопустимым огульное применение силовых средств работниками юридических органов. Они также обязывают действовать профессиональнее, активнее использовать более эффективные и цивилизованные средства, к которым относятся и педагогические, включать педагогические подходы в работу, в рассмотрение жизненных случаев, становящихся предметами юридического рассмотрения. Это повышает и требования к профессионализму юристов, включения в него подготовленности по юридической педагогике.
1.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики
Правовая и педагогическая действительности. Понятие правовой действительности широко используется учеными-правоведами, подчеркивающими, что правовая сфера не абстракция, не выдумка теоретиков, не «бумажки», а составляющая реальной жизни общества, существующая, влияющая на нее и обладающая своими закономерностями объективно-субъективного характера. Обычно она рассматривается как совокупность правовой идеологии, писаного права (как системы норм) и юридической практики (как деятельности государственных и специально - правоохранительных органов).
Чтобы не оторваться от тех реалий жизни общества и его граждан, ради которых собственно и существует государство и право, необходимо анализировать процесс и результаты объективирования правовой системы и ее элементов, их воплощение в реальную жизнь и поступки граждан, соразмеренные с правом. Это предупреждает правовой формализм, позволяет найти новые возможности увеличения потенциала права, его силы и реальной действенности.
Правовая система - часть системы государства (последняя включает систему государственных органов и учреждений и определенную территорию, на которую распространяется юрисдикция данного государства). В свою очередь система государства есть часть более крупной и емкой - системы гражданского общества, понимаемой как совокупность исторически сложившейся совместной жизни и деятельности людей на определенной территории, как большая социальная общность, как определенный тип социальной системы. Этой системе принадлежит ряд взаимопроникающих сфер: экономики, социальной, политической, управления, идеологии, морали, науки, образования и воспитания (педагогическая), права и др.
Сфера гражданского общества включает в себя и реальную жизнь права в обществе, жизни и деятельности граждан Жизнь права - это то, что обнаруживается в юридически значимом поведении людей, после того как оно прошло через их сознание. Создание правового государства не самоцель. Его предназначение - создание гражданского общества, члены которого (в том числе и государственных структур) живут и действуют в согласии с правовыми нормами общества, можно сказать - правового гражданского общества, общества основанного на законе. Правовое государство сильно не только и не столько тем, что писаное право, система правовых норм и государственный аппарат отвечают формальным критериям правового государства, а тем, что общество, общественные отношения, жизнь и деятельность всех граждан постоянно и повсеместно соответствует идеалам прав и свобод, что они - активные участники их реализации и защиты, в свою очередь надежно защищенные государством.
Непосредственным итогом всех усилий по созданию правового государства и укреплению законности выступает правопорядок - реальная правозаконность, степень воплощенности идеалов и принципов построения правового государства и правового общества в их жизни и деятельности. Правопорядок - итоговый результат законности, действия права, фактическое правовое состояние, достигнутый уровень законности в данное время и в данном месте. Основными чертами правопорядка выступают: господство закона в отношениях, регулируемым правом; полное соблюдение и исполнение всеми субъектами юридических обязанностей; строгая общественная дисциплина; обеспечение максимально благоприятных условий для использования объективных прав, безусловное утверждение прирожденных прав и свобод человека; четкая и эффективная работа всех юридических органов, прежде всего правосудия; неотвратимость юридической ответственности для каждого правонарушителя 4 . Лишь правовое гражданское общество с высоким уровнем законности и правопорядка - идеал и полное проявление торжества права, справедливости и подлинной цивилизованности.
Понимание существования и роли педагогической действительности - важный эвристический шаг на пути понимания путей обеспечения реальной жизни права, возникновения реальной правозаконности и правопорядка в обществе, одного из важнейших условий успешности деятельности правоохранительных органов и их персонала. Педагогическая действительность в правовой сфере общества - это реально существующие в ней педагогические явления, влияющие на ее состояние и совершенствование. По форме существования в своей основе - это педагогические факты, педагогические закономерности и педагогические механизмы.
Педагогические факты
- относительно поверхностные, наблюдаемые педагогические явления - проявления действия педагогических и иных закономерностей, механизмов, факторов, причин и условий. Относительная поверхностность их выражается в том, что подмеченные явления еще требуют идентификации в качестве педагогических, понимания скрытой за ними педагогической сущности. Так, за конкретным поступком, действием надо уметь заметить проявление знания, понимания, качеств человека,
компонентов его воспитанности и развитости и пр. Это важно и
для сотрудника, юриста подметить и квалифицировать (идентифицировать) как педагогическое явление в наблюдаемом или исследуемом юридическом событии.
Педагогические закономерности - объективно существующие устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи педагогических проявлений и их сущностей. Важно уметь увидеть и объяснить такие связи. Только сделав это, можно найти не только объяснение, но и реальную причину явления, выбрать метод, прием педагогического воздействия, чтобы решить стоящую перед сотрудником задачу. Принятие педагогических решений без понимания причинно-следственных зависимостей - действия наугад.
Педагогические механизмы - закономерные превращения при переходе от педагогической причины (воздействия, влияния) к педагогическому следствию. Это превращения в сознании, в усвоении знаний, в формировании навыков и умений, в переходе от знаний к убеждениям, от знаний к установкам и потребностям человека, от профессионального мастерства к профессиональной культуре, в изменении отношения к службе и пр., происходящие под влиянием педагогических воздействий. Эти механизмы находятся между причиной и следствием, педагогическим воздействием и результатом в образовании, воспитании, обучении и развитии человека. Большей частью они имеют психолого-педагогическую природу. Понимание механизма, расчет па него при выборе педагогического воздействия, регулирование его «срабатывания» - наиболее тонкая часть педагогической работы. Педагогические механизмы лежат в основе педагогических технологий. Правильно перед решением педагогической задачи мысленно «просчитать» срабатывание, например, подготавливаемого педагогического воздействия, опираясь на педагогические, психологические, даже физиологические знания и собственную интуицию, если она развита в педагогическом опыте.
(Буряковский Р. О.) («Юридический мир», 2012, N 4)
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА — ОСОБАЯ ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Р. О. БУРЯКОВСКИЙ
Буряковский Руслан Олегович, преподаватель кафедры тактики Московского высшего военного командного училища.
Юридическая педагогика — гуманитарная наука, которая занимается исследованием систем и процессов юридического образования, воспитания, обучения и развития. Для того чтобы понимать происходящие в стране правовые изменения, человек должен обладать соответствующими знаниями, обучаясь основам государства и права в средних и средних специальных учебных заведениях.
Ключевые слова: юридическая педагогика, гуманитарная наука, цели, система, формирование человеческой личности, эффективное функционирование общественных институтов.
Legal pedagogics is the special area of scientific pedagogical knowledge R. O. Buryakovsky
Legal pedagogics is humanitarian science, which is engaged in research of the systems and processes of legal education, education, teaching and development. In order that to know what be going on in a country legal changes, a man must possess the proper knowledges, taught bases of the state and right in the middle and middle special educational establishments.
Key words: legal pedagogics, humanitarian science, aims, system, forming of human personality, effective functioning of public institutes.
Юридическая педагогика — особая область научного педагогического знания — юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики. Истоки ее знания по отдельным юридическим проблемам можно найти в публикациях XVIII в. и ранее, но окончательно она сложилась и получила свое нынешнее название только в конце XX в. <1>. ——————————— <1>
Ее основная цель — всемерное способствование созданию в России правового общества, укреплению законности и правопорядка, а специальная — познание юридико-педагогических явлений, существующих в правовой сфере, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффективных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике. Значение ее особенно велико при современных трудностях укрепления законности и правопорядка, правовоспитания населения, борьбы с преступностью, работы с кадрами правоохранительных органов. Имеющиеся учебные пособия малопригодны для подготовки специалистов, которым придется работать в среде взрослых людей, преимущественно со взрослыми людьми, в процессе труда, а не учебы, и не простого труда, а связанного с укреплением законности, правопорядка и борьбой с преступностью. Педагогические проблемы, возникающие перед ними, своеобразны, как и педагогические способы их решения. Данная статья ориентирована на усвоение некоторых вопросов юридической педагогики. Сложившиеся в ходе многовековой истории педагогические идеи создали прочную научную основу общей педагогики и педагогики высшей школы. В наше время отрасли педагогики развиваются под влиянием прогресса науки и техники, культуры, происходящего в мире, стране, Вооруженных Силах, спецслужбах, правоохранительных органах. Российская высшая школа способна вести подготовку кадров по всем направлениям науки, техники и производства; она занимает одно из ведущих мест в мире по масштабам подготовки кадров, тесно связана с практикой и ориентирована на профессиональную деятельность. В то же время высшая школа нуждается в существенном реформировании в связи с происходящими в обществе изменениями. Практика также убеждает в том, что устойчивое функционирование высшей школы возможно только в условиях ее правового обеспечения: — создания правовых гарантий для свободного развития; — правовой защищенности обучающихся в плане реализации их потребностей в образовательных услугах; — четкого определения прав и обязанностей физических и юридических лиц, правового регулирования их ответственности и отношений в рассматриваемой сфере; — разграничения компетенции между органами государственной власти и управления различных уровней. В настоящее время сфера педагогической науки значительно расширилась. Интенсивному исследованию подвергаются не только закономерности формирования личности ребенка, подростка (ясельная, дошкольная педагогика, педагогика школы), но и людей взрослых — андрагогика. Возникла и оформилась специальная отрасль возрастной психологии и педагогики — акмеология, занимающаяся исследованием взрослого человека (молодости, среднего и пожилого возраста), способов достижения им вершин своего развития и утверждения в жизни, его переквалификации и овладения новыми профессиями, психогигиены и профилактики, рациональной организации труда, быта, досуга. Отраслями педагогической науки о взрослых является вузовская педагогика, педагогика профессионального образования, педагогика среднего специального образования, в том числе юридическая педагогика. Развитие человеческой цивилизации находится сейчас на том уровне, когда именно массовое использование прогрессивных технологий на практике определяет силу государства, его прогресс, количественные и качественные результаты труда. Для того чтобы с успехом двигаться к лучшему будущему, жить цивилизованно, работать успешнее, достигать большего, необходимо повсеместно использовать интенсивные современные технологии в любой, в том числе и правоохранительной, деятельности, как на государственном, так и на местном уровне, в работе каждого органа правоохраны и каждого сотрудника. Это относится и к использованию достижений педагогической науки, разработанных ею и передовой правоохранительной практикой технологий. Известно, что право — не единственный регулятор общественной жизни. В своем поведении и отношениях граждане руководствуются и иными социальными нормами — идеологическими, культурными, моральными, религиозными, корпоративными, социально-психологическими (традиции, обычаи, мода, суеверия и др.). Знание и понимание людьми тех или иных норм, ориентация поведения на них в числе других причин определяется уровнем их собственной воспитанности, образованности, обученности, развитости, а также эффективности деятельности образовательных и иных учреждений, предприятий, общественных и частных структур, института семьи и др., от которых зависят эти индивидуальные и групповые характеристики. Иначе говоря, законность и правопорядок неразрывно связаны с педагогической системой общества, успешностью и плодотворностью функционирования в нем педагогических систем воспитания, образования, обучения и развития. Их интегральное влияние на уровень педагогической сформированности граждан определяет знание и понимание людьми необходимости правомерного поведения, отношение к правовым нормам, желание, привычки и потребность следовать им в своей жизнедеятельности, а также активно содействовать укреплению законности и правопорядка <2>. ——————————— <2> Столяренко А. М. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: Экмос, 1999.
Преступность как социальное явление имеет в числе прочих причин и педагогические — слабость системы образования в обществе, системы воспитания граждан (в частности, правового), системы правовой пропаганды; правовые дефекты народной педагогики, реализация педагогической функции средствами массовой информации и др. Индивидуальные причины зарождения и развития отклоняющегося поведения, завершающегося преступлением, почти всегда связаны с педагогической запущенностью личности, недостаточной правовой образованностью, обученностью, воспитанностью, искажениями правосознания. Поэтому игнорирование или недооценка педагогических факторов и условий в профилактике преступности в масштабе общества, на региональном и местном уровне, в любых формальных и неформальных объединениях людей, на индивидуальном уровне неизбежно оборачивается нежелательным ростом правонарушений. Борьба за правопорядок и законность, особенно теперь, — это борьба за умы людей, за их цивилизованное и справедливое отношение к другим людям, к человеческим, общественным ценностям и нормам права, за их активную жизненную и правоутверждающую позицию. Фронт этой борьбы, образно говоря, проходит через умы и сердца людей. Победа тут — в торжестве разума и нравственности, гражданственности и культуры, образованности и цивилизованности. Победа в созидании, в правовом развитии, правовой культуре. Нужна борьба не с человеком, а для человека и за человека. По мере демократизации жизни российского общества все большую роль будет приобретать не насильственное принуждение граждан к соблюдению норм права, а уважение к ним и потребность в правомерном поведении, обусловленные воспитанностью, образованностью, обученностью и развитостью. Это означает, что роль педагогической системы общества, уровня и успешности педагогической работы в нем исторически возрастает и все сильнее сказывается на всей правовой сфере государственной и общественной жизни, на законности и правопорядке. Однако тут существует взаимосвязь: состояние всего, что относится к правовой сфере (правовой действительности) — правовая система, система права, функционирование системы правоохранительных органов, действие правовых механизмов, реальная жизнь права в сознании и поведении граждан, — оказывает свое влияние на функционирование педагогической действительности, относящейся к педагогической системе государства и общества. Все происходящее в правовой сфере так или иначе оказывает педагогическое и социально-педагогическое влияние на людей, и особенно на те компоненты их воспитанности, образованности, обученности и развитости, которые непосредственно влияют на их юридически значимое поведение. При серьезных недостатках в состоянии законности и правопорядка, эффективного функционирования правовых институтов и субъектов права общепедагогическое развитие граждан, и особенно молодого поколения, делается затруднительным. Это подчеркивает значимость учета всеми субъектами права своих социально-педагогических влияний, ответственности за их качество и необходимости соответствующего построения своей правоохранительной деятельности <3>. ——————————— <3> Божьев В. П. Учебник. 2-е изд. М., 1997. Под правоохранительными органами в статье будут пониматься все государственные органы, применяющие право и входящие в обособленную группу органов государства с особым правовым статусом, задачами, функциями, направлениями деятельности.
Понятие «правовая действительность» подчеркивает, что правовая сфера не абстракция, не выдумка теоретиков, не «бумажки», а составляющая реальной жизни общества, существующая, влияющая на нее и обладающая своими закономерностями объективно-субъективного характера. Обычно она рассматривается как совокупность правовой идеологии, писаного права (как системы норм) и юридической практики (как деятельности государственных и правоохранительных органов). Чтобы не оторваться от тех реалий жизни общества и его граждан, ради которых, собственно, и существует государство и право, не впасть в правовой формализм, необходимо анализировать процесс и результаты объективирования правовой системы и ее элементов. Жизнь права — это то, что обнаруживается в юридически значимом поведении людей после того, как оно прошло через их сознание. Государство сильно не только и не столько тем, что писаное право, система правовых норм и государственный аппарат отвечают формальным критериям правового государства, а тем, что и общество, общественные отношения, жизнь и деятельность всех граждан постоянно и повсеместно соответствуют идеалам прав и свобод, что они — активные участники их реализации и защиты. Понятие «педагогическая действительность» также констатирует объективное существование в жизни общества и государства педагогической системы и ее элементов, имеющихся везде, где есть воспитание и воспитанность, образование и образованность, обучение и обученность, развитие и развитость. Она не только влияет со стороны на правовую действительность, но частично и включена в нее. Педагогическая действительность существенно сказывается на реальной правозаконности и эффективности регулирующего влияния права на поведение граждан и успешность деятельности правоохранительных органов. Поэтому педагогическая действительность в правовой сфере — это реально существующие и функционирующие в ней педагогические феномены, закономерности и механизмы, образующие особую юридико-педагогическую подсистему и вносящие свой вклад в реальное состояние законности и правопорядка. Общепедагогические явления представлены в ней не в чистом, а в трансформированном виде как особенные педагогические явления. Специфика их причинно обусловлена взаимодействием правовых и педагогических закономерностей, особенностями условий, целей и задач правоохранительной деятельности, ее объектов, результатов, трудностей, используемых средств и технологий и пр. Как компоненты системы они, влияя на правовую сферу, сами зависят от ее качественно своеобразных системных свойств. Системные зависимости юридико-педагогической подсистемы от правовой трансформируют «педагогическую чистоту» общепедагогических явлений, превращая их природу в юридико-педагогическую, а их самих — в юридико-педагогические явления. Иначе говоря, они носят на себе печать влияния правовой сферы, в которую они входят и которой обусловливаются, превращаются в природный сплав влияний, исходящих, с одной стороны, от правовой действительности, а с другой — от педагогической <4>. ——————————— <4> Подобная трансформация не редкость в объективном мире и научных представлениях о нем. Она имеет место и в педагогике, в которой выделяются, например, социально-педагогические явления, военно-педагогические, психолого-педагогические.
К основным юридико-психологическим явлениям относятся: — юридико-педагогические факты — относительно поверхностные, наблюдаемые в сфере права, измененные педагогические явления — проявления соответствующих закономерностей, механизмов, факторов, причин и условий. Относительная поверхностность их выражается в том, что подмеченные явления еще требуют идентификации в качестве юридико-педагогических и понимания скрытого за ними юридико-педагогического сплава. Так, за конкретным поступком сотрудника надо уметь увидеть проявления его обученности, воспитанности, образованности, развитости и пр. Только при обнаружении такого проявления сам факт идентифицируется как юридико-педагогический; — юридико-педагогические закономерности — объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи и зависимости юридико-педагогических проявлений и их сущностей. Это связи и зависимости между правовым фактором, воздействием и педагогическим явлением; между педагогическим явлением и реальным действием того или иного элемента правовой действительности, между юридико-педагогическими фактами и их сущностями. Важно уметь обнаружить, увидеть и объяснить такие связи и зависимости. Только сделав это, можно найти объяснение и реальную причину явления, выбрать метод, прием педагогического воздействия, чтобы решить стоящую перед сотрудником задачу. Принятие педагогических решений без понимания причинно-следственных зависимостей — действия наугад; — педагогические механизмы — закономерные превращения при переходе от педагогической причины (воздействия, влияния) к педагогическому следствию, от юридической причины к педагогическому следствию, от педагогической причины к юридическому следствию. Это превращения в сознании людей и групп, в усвоении ими правовых знаний, в переходе правовых знаний в правовые убеждения, переходе от знаний к правовым установкам поведения, от профессионального мастерства к профессиональной культуре, в изменении отношения к службе и пр., происходящие под влиянием педагогических и правовых воздействий. Педагогические механизмы находятся между причиной и следствием, педагогическим воздействием и образовательным, воспитательным, обучающим и развивающим человека результатом. Большей частью они имеют психолого-педагогическую природу, испытывающую, однако, влияние и специфику юридико-педагогической действительности, в поле которой они функционируют. Понимание механизма, расчет на него при выборе педагогического воздействия, регулирование его «срабатывания» — наиболее тонкая часть педагогической работы. Педагогические механизмы лежат в основе педагогических технологий. К юридико-педагогической действительности относятся и основные виды педагогических систем — воспитания, образования, обучения, развития, о которых говорилось в первой части учебника. Однако в ней они специфичны и существуют в виде правового воспитания, юридического образования, юридического обучения и правового развития <5>. Каждому из них свойственны свои совокупности юридико-педагогических фактов, юридико-педагогических закономерностей и педагогических механизмов. ——————————— <5> Использование здесь слов «юридическое» и «правовое» определяется сложившимися стереотипами словоупотребления, а не какими-то особыми научными соображениями.
Находясь вне осознания государством, обществом, системой, юридико-педагогическая реальность во многом стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и нередко далеко не благоприятно отражается на состоянии права, реальной правозаконности и правопорядка в обществе. Таким образом, юридическая педагогика оценивает образованность не по диплому, не как социально-демографическое, но как педагогическое свойство, как цивилизованное, просвещенное, находящееся на уровне достижений современного человеческого знания понимание данным человеком окружающего мира и себя в нем <6>. ——————————— <6> Столяренко А. М. Юридическая педагогика в МВД. М.: Академия управления МВД России, 1997.
——————————————————————
ПРЕДИСЛОВИЕ
Обязательное изучение педагогики во всех высших образовательных учреждениях России предусмотрено учебными планами. Она изучается и в системе среднего, а порой и начального профессионального образования сотрудников правоохранительных органов, но на практике изучение нередко строится в отрыве от правоохранительной деятельности. Основная причина этого - плохое знание организаторами образования разветвленной системы специального педагогического знания - юридической педагогики. Практически отсутствуют изданные массовым тиражом пособия и учебники по ней . Имеющиеся учебники под названием «Педагогика» ориентированы на студентов педагогических вузов и подготовку их в качестве учителей, на работу с детьми и реально являются учебниками по школьной педагогике. Естественно, что они мало пригодны для подготовки специалистов правоохранительных органов, которым придется работать в среде взрослых людей, преимущественно со взрослыми людьми, в процессе труда, а не учебы, и не простого труда, а связанного с укреплением законности, правопорядка и борьбой с преступностью. Педагогические проблемы, возникающие перед ними, своеобразны, как и педагогические способы их решения.
Юридическая педагогика - особая область научного педагогического знания - юридико-педагогического, особая отрасль педагогики, разновидность профессиональной педагогики. Истоки ее знания по отдельным юридическим проблемам можно найти в публикациях XVIII в. и ранее, но окончательно она сложилась и получила свое нынешнее название только в конце XX в. . Ее основная цель - всемерное способствование созданию в России правового общества, укреплению законности и правопорядка, а специальная - познание юридико-педагогических явлений, существующих в правовой сфере, разработка системы научных знаний о них, а также педагогически обоснованных и эффективных путей укрепления законности и правопорядка, оказание помощи всем, кто занимается этим на практике. Значение ее особенно велико при современных трудностях укрепления законности и правопорядка, правовоспитания населения, борьбы с преступностью, работы с кадрами правоохранительных органов.
Учебник ориентирован на изучение педагогики в образовательных учреждениях юридического профиля, подготовку профессионалов для правоохранительных органов. В нем решаются две основные задачи: первая - общеобразовательная (федеральный компонент) - ознакомление студентов, курсантов, слушателей с основами педагогики (часть I) и вторая - профессионально-педагогическая - изучение юридической педагогики (части II и II I ).
Лекция 1. Введение в юридическую педагогику. . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Правовое государство, правопорядок и педагогика. . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Предмет, цели, задачи, система юридической педагогики. . . . . . . . . .15
1.3. Методология юридической педагогики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Лекция 2. Социально-юридическая педагогика. . . . . . . . . . . . . . . . . .39
2.1. Социальная педагогика и правовая сфера. . . . . . . . . . . . . . . . . 39
2.2. Правовая социализация и правовая культура граждан. . . . . . . . . . . .43
2.3. Социальная педагогика права. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
2.4. Социально-педагогические факторы в правовой сфере. . . . . . . . . . . .55
2.5. Проблемы формирования правовой культуры населения. . . . . . . . . . . .61
Лекция 3. Педагогика в правоохранительной деятельности. . . . . . . . . . . .79
3.1. Основные виды связей правоохранительной деятельности с педагогикой. . . 79
3.2. Педагогика в деятельности разных специалистов правоохранительных
органов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
3.3. Превентивная педагогика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
3.4. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. . . . . . . . . . . . . . .103
3.5. Постпенитенциарная педагогика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
3.6. Педагогическая техника юриста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Лекция 4. Педагогика юридического образования. . . . . . . . . . . . . . . .135
4.1. Юридическое образование и его педагогическая система в образовательном
учреждении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 135
4.2. Проблема личности студента - будущего юриста. . . . . . . . . . . . . .150
4.3. Личностно-формирующий потенциал образовательного учреждения. . . . . . 169
4.4. Сущность и методическая система обучения юристов. . . . . . . . . . . .182
4.5. Организационные формы обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200
4.6. Интенсивные технологии в юридическом образовании. . . . . . . . . . . .207
4.7. Работа студента, курсанта, слушателя по овладению профессией юриста. . 218
4.8. Педагогическая культура преподавателя и педагогического коллектива. . .224
Лекция 5. Педагогика управления правоохранительным органом. . . . . . . . . 237
5.1. Педагогическая концепция управления правоохранительным органом. . . . .237
5.2. Педагогические технологии в организации жизни и деятельности
правоохранительного органа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251
5.3. Педагогические технологии в текущем управлении правоохранительным
органом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .261
5.4. Педагогические технологии в предъявлении требовательности
руководителем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .269
5.5. Педагогика примера личности и стиля деятельности руководителя
Лекция 6. Педагогика воспитательной работы с персоналом правоохранительного
органа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
6.1. Особенности системы воспитания в правоохранительном органе. . . . . . .289
6.2. Педагогические принципы воспитания сотрудников. . . . . . . . . . . . .293
6.3. Морально-психологическая подготовка. . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
6.4. Правовое воспитание и профилактика профессиональной деформации
личности сотрудника. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .326
Лекция 7. Дидактика профессиональной подготовки в правоохранительных
органах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .337
7.1. Педагогические особенности и задачи профессиональной подготовки. . . . 337
7.2. Педагогические принципы профессиональной подготовки. . . . . . . . . . 341
7.3. Особенности организации и методики занятий по профессиональной
подготовке. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
7.4. Подготовка специальных групп (экипажей, отрядов) . . . . . . . . . . . .360
7.5. Организационная подготовка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .364
7.6. Профессионально-педагогическая подготовка. . . . . . . . . . . . . . . 369
Лекция 8. Экстремально-юридическая педагогика. . . . . . . . . . . . . . . .376
8.1. Экстремальность в правоохранительной деятельности и ее особые
требования к подготовленности сотрудника. . . . . . . . . . . . . . . . . . 376
8.2. Система подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях. . 384
8.3. Профессионально-педагогическая подготовка. . . . . . . . . . . . . . . 390
8.4. Физическая подготовка к действиям в экстремальных условиях. . . . . . .407
8.5. Огневая подготовка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .414
8.6. Подготовка сотрудников и граждан к обеспечению личной безопасности. . .420
8.7. Подготовка к действиям против вооруженного правонарушителя. . . . . . .427
8.8. Поддержания служебно-боевой натренированности. . . . . . . . . . . . . 436
8.9. Педагогическое обеспечение решения служебно-боевых задач при
чрезвычайных обстоятельствах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440
Лекция 9. Сравнительно- юридическая педагогика. . . . . . . . . . . . . . . 457
9.1. Методология сравнительно- юридической работы. . . . . . . . . . . . . .457
9.2. Педагогика в практике деятельности правоохранительных органов за
рубежом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .461
9.3. Юридическое образование за рубежом. . . . . . . . . . . . . . . . . . .466
9.4. Новые зарубежные педагогические технологии подготовки профессионалов. .474
9.5. Использование мирового опыта в работе с персоналом. . . . . . . . . . .483